ФЕДОТОВ Георгий Петрович

ФЕДОТОВ Георгий Петрович
(1(13).10.1886, Саратов - 1.09.1951, г. Бэкон, Нью-Джерси, США) - философ, историк, публицист. Учился в Технологическом ин-те в Петербурге (из к-рого за участие в с.-д. движении был исключен и выслан за границу); вернувшись в 1908 г. на родину, продолжил образование на историческом отд. Петербургского ун-та. В 1914-1918 гг. - приват-доцент Петербургского, в 1920-1922 гг. -  проф. Саратовского ун-тов. В 1925 г. эмигрировал и возобновил преподавательскую деятельность: 1926-1940 гг. - проф. Православного Богословского ин-та в Париже; 1943-1951 гг. -     в Православной духовной семинарии в Нью-Йорке. С 1931 по 1939 г. Ф. совместно с И. И. Бунаковым-Фондаминским и Степуном издавал журн. "Новый град", пропагандировавший идеи христианского социализма. Философские взгляды Ф. претерпели сложную эволюцию: от марксизма к философскому идеализму и от него к православию. Сколько-нибудь завершенной и оригинальной философской системы Ф. не создал. Преобладающий жанр его творчества - исследования по истории средневековой культуры, преимущественно рус, и философская публицистика (статьи, эссе, очерки), однако присущие им глубина и отточенность мысли, широта и оригинальность теоретических обобщений, информационная насыщенность, яркая литературная форма сделали их заметным явлением в истории отечественной философской, культурологической и общественно-политической мысли 1-й пол. XX в. В исторических соч. Ф. "Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам" (1935), "Святой Филипп, митрополит Московский" (1928), "Святые Древней Руси" (1931), "Русская религиозная мысль" (в 2 т., 1946, на англ. языке), "Сокровищница русской духовности" (1948, на англ. языке) работа историка-аналитика сочетается с историософскими отступлениями и обобщениями, опирается на ясно очерченный философско-мировоззренческий фундамент оригинального христианского мышления. В них Ф. нарисовал широкую картину становления и развития рус. духовной, в т. ч. философской, мысли, выступил против сведения национально-специфического к религиозному, смешения "византийского" и "православного" начал в духовной культуре России. Большая часть философской, религиозной и исторической публицистики Ф. собрана (уже после его смерти) в кн. "Новый град" (1952), "Христианин в революции" (1957), "Лицо России" (1967), "Россия, Европа и мы" (1973), "Тяжба о России" (1982), "Защита России" (1988). Осн. темы философской публицистики Ф. - размышления о смысле и перспективах истории, назначении и судьбах культуры и цивилизации, религии и церкви, раздумья об историческом прошлом России, бедах и успехах настоящего, социальных и духовных судьбах ее будущего, религиозно-нравственных основах политики, защите ценностей демократии. Ф. стремился по-новому осмыслить вопрос о соотношении исторических судеб и особенностей развития России и Европы (с учетом сложной диалектики и оплодотворяющего взаимовлияния отечественной и европейской культур), о месте и роли интеллигенции в духовном кризисе и будущем духовном возрождении России, в созидательных возможностях к-рой он не сомневался я в самые мрачные времена "сталинократии" (термин Ф.). Главное условие духовного и национального возрождения России Ф. видел в создании политической свободы и в освоении духовного, культурного наследия России при одновременном сохранении европейского измерения ее духовности. На одно из первых мест он ставил необходимость пробуждения национального самосознания народа, к-рое должны стимулировать и государство, и церковь. Ведущая тема всего творчества Ф. - философия культуры.  Он стремился преодолеть крайности как антропоцентристского, так и теоцентристского истолкования культуры. Ф. пытался показать, что эсхатологическая традиция христианства, утверждающая невозможность в рамках земного бытия достижения совершенства и полного воплощения идеала, вполне совместима с признанием непреходящей значимости культурного и социального творчества ("Эсхатология и культура", 1938). В философии истории Ф. отвергал все формы исторического детерминизма - рационалистически-идеалистического, материалистического и религиозного. Он исходил из традиционного христианского понимания истории как трагической мистерии, единственным и главным героем к-рой является человек - свободный, но не оставленный Богом и искушаемый злом. История, полагал он, не может быть сведена к череде пусть даже и, безусловно, эпохальных событий. Тем более не способны исчерпать смысл происходящего с человеком в его тысячелетнем социальном и культурном опыте любые обоснования "логики" исторического развития. В истории есть "внутренняя, тихая жизнь" (В. С. Соловьев), складывающаяся из усилий мн. поколений и отдельных личностей, и именно она составляет главное содержание исторического процесса ("Трагедия интеллигенции", 1926; "Правда побежденных", 1933; "Православие и историческая критика", 1937).


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ФЕДОТОВ Георгий Петрович" в других словарях:

  • Федотов, Георгий Петрович — Георгий Федотов Имя при рождении: Георгий Петрович Федотов Псевдонимы: Богданов Дата рождения …   Википедия

  • ФЕДОТОВ Георгий Петрович — (1886 1951) российский религиозный мыслитель, историк и публицист. С 1925 за рубежом, профессор Русского православного богословского института в Париже (до 1940), Свято Владимирской духовной академии в Нью Йорке. Один из основателей журнала Новый …   Большой Энциклопедический словарь

  • Федотов, Георгий Петрович — ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886 1951), российский религиозный мыслитель, историк и публицист. С 1925 за рубежом. Один из основателей журнала “Новый град” (1931 39). В исследованиях и многочисленных эссе анализирует своеобразие русской культуры и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Федотов Георгий Петрович — (1886 1951), религиозный мыслитель, историк и публицист. С 1925 за рубежом, профессор Русского православного богословского института в Париже (до 1940), Свято Владимирской духовной академии в Нью Йорке. Один из основателей журнала «Новый град»… …   Энциклопедический словарь

  • Федотов, Георгий Петрович — [01(13).10.1886 01.09.1951] философ, историк, публицист. Род. в Саратове, в семье управляющего канцелярией саратовского губернатора. Закончив Саратовскую гимназию, поступил в Петерб. технол. ин т, продолжил образование на ист. филол. ф те Петерб …   Большая биографическая энциклопедия

  • ФЕДОТОВ Георгий Петрович — (1886 1951), русский историк, философ, публицист. Родился 1 октября 1886 в Саратове. В биографии и духовной эволюции Федотова немало характерного для судеб многих российских интеллигентов начала века. Провинциальный быт небогатой дворянской семьи …   Энциклопедия Кольера

  • Федотов Георгий Петрович — Георгий Петрович Федотов (1(13) октября 1886 г., Саратов, Российская империя  1 сентября 1951 г., г. Бэкон (Нью Джерси, США))  русский религиозный мыслитель, историк и публицист. Родился в Саратове в семье чиновника, служившего при… …   Википедия

  • ФЕДОТОВ Георгий Петрович — (1(13).10.1886, Саратов 1.09.1951, г. Бэкон, Нью Джерси, США)    философ, историк, публицист. Учился в Технологическом ин те в Петербурге (из к рого за участие в с. д. движении был исключен и выслан за границу); вернувшись в 1908 г. на родину,… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ФЕДОТОВ Георгий Петрович — (1886 1951) рус. религ. философ, историк культуры, публицист. В 1925 эмигрировал. Один из основателей журн. «Новый град» (Париж, 1931 1939), в к ром развивал идеи гуманизма христ. в противовес «механич. прогрессу, безразличному к человеку и его… …   Атеистический словарь

  • ФЕДОТОВ —         Георгий Петрович (1886 1951) рус. религиозный мыслитель, историк, культуролог, публицист. Высланный за границу как участник революции 1905, изучал историю в Берлин, и Иенском ун тах; позже, учась на историко филол. ф те С. Петербург, ун… …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»